Выпускник кафедры, монтажер Антон Игонин рассказал об инфографике на телевидении
Для своей выпускной квалификационной работы, связанной с инфографикой на телевидении, студентка кафедры Юлия Саввина пообщалась с монтажером ГТРК "Пенза", выпускником кафедры Антоном Игониным. Он рассказал обо всех этапах создания этого медиапродукта.
Антон, расскажите, пожалуйста, о создании инфографики на телеканале? Кто даёт задания – журналисты или редактор?
Задание в основном дают журналисты, которым его дают редакторы, либо заказчики. Если проект коммерческий, иногда бывает, что инициатором инфографики является сам монтажер, но это бывает в редких случаях.
В целом у нас есть проекты с готовой инфографикой, которые присылают из Москвы, чтобы соблюдались критерии оформления. Собственно, большую часть работы сделали за меня дизайнеры из Москвы, моя задача – вставить текст туда, где он должен быть. Тут ничего сложного нет. Бывают случаи, когда нужно разработать макет с нуля, но это происходит довольно редко и обычно для коммерческих проектов, а не для эфирных новостей.
Контролируют, редактируют ли журналисты инфографику в момент создания? С кем-то нужно согласовывать получившуюся работу?
Журналист во время производства сюжета является и режиссером, который командует и говорит, что нужно показать, и, если требуется присутствие журналиста для создания инфографики, то, конечно, он говорит, что делать и редактирует материал в процессе его создания. Как монтажер в основном я согласую инфографику напрямую с журналистом, который потом уже согласует с теми, кто это задание дал, и кто впоследствии, если необходимо, вносит в правки.
Интересна техническая сторона. Какие программы используются при создании инфографики? Откуда берутся изображения?
У нас на телеканале пользуются программами семейства Adobe, они хорошо взаимодействуют между собой. В случае, если шаблон для инфографики уже готов, то достаточно вбить нужную информацию в Adobe After Effects. Если нужно больше, чем просто вставить текст, то часто используется Adobe Photoshop, и все это на выходе обрабатывается в Adobe Premiere Pro. Изображение чаще всего берется из открытых источников, если не требуется что-то специфическое, что сложно найти и проще отрисовать в том же Photoshop.
Что на Ваш взгляд легче всего при работе над графикой? И что сложнее всего?
В основном шаблоны для стандартной инфографики уже готовы и нет возможности для творчества. Моя задача – вставить текст журналиста туда, где он должен быть. Процесс достаточно оптимизирован в этом плане, но бывают и нестандартные ситуации, где нужно будет еще и подумать, как это можно сделать.
Исходя из своей практики скажите, часто ли журналисты на телеканале используют инфографику? В основном на какую тематику? Всегда ли есть ли время подготовить её к новостному выпуску?
Новостные выпуски выходят в эфир достаточно часто и объем материалов, которые нужно подготовить к эфиру, обычно бывает большим, что не дает возможности пользоваться «благами» инфографики для каких-либо минимальных целей, в которых вполне можно обойтись и без неё. Если же инфографика необходима в сюжете, то, конечно, закладывают время, чтобы успеть её сделать. Что касается тематики, это часто это выемки из каких-либо документов правительства, карты, где визуально показывается перекрытие дорог, таблицы по отключению воды. Во время выборов нужно визуально показать соотношение процента голосов и проголосовавших. Бывают, конечно, и другие случаи, но они редкие.
Как Вы считаете, инфографика нужна в сюжетах на канале «Россия 1. Пенза»? В чём её польза и вред с позиции монтажера?
Я думаю, что в инфографике есть своя польза, если её правильно использовать только там, где она нужна. Часто используют инфографику в фильмах и больших программах, учитывая их специфику, где большой объем информации нужно как можно проще подать зрителю. Например, в программах про здоровье, где часто используются картинки и основные выжимки из рекомендаций по ведению правильного образа жизни или о конкретных болезнях – в этом случае инфографика уместна.
Также и в исторических программах, где есть необходимость выделить главные идеи, которые журналист желает, чтобы телезритель запомнил. Но там, где её польза, там скрывается и зло: когда важную информацию пытаются максимально сократить, чтобы уместить в ёмкую картинку на экране, иногда теряется смысл, но это компенсируется объемным закадровым текстом, который расширяет то, что показано в инфографике. Это касается «больших» программ.
Инфографика в информационных сюжетах используется нечасто, потому что редко возникает в ней необходимость. Например, есть смысл использовать её в материалах, где говорится об адресах, где, например, отключают воду, где можно пройти какие-либо обследования. Это достаточно частые явления. Полезна она еще в сюжетах, где говорится о ремонте, перекрытии проезда на дорогах, чтобы телезритель визуально проще понимал ту информацию, которую доносит до него корреспондент.